Конфликты: влияние на производительность и методы их решения

«Раз пошел богатырь к быстрой реченьке. А на берегу той реки Змей Горыныч лежит. И стал биться богатырь со Змеем проклятым. День бился, два бился, три бился…
Наконец, обессиленные, упали они и, чуть дыша, Горыныч спрашивает:
— Чего ж тебе было надобно, Илюшенька?
— Да я водицы испить хотел…
— Дык пил бы! Чего ж драться-то начал?!»

Порой так происходит на работе: не разобравшись, в чем дело, люди ссорятся, конфликтуют специально или неосознанно, усложняя жизнь себе и другим. В следствие этого снижается эффективность сотрудников на рабочем месте.

Разберемся, как конфликты влияют на производительность и как их решить.

Как известно, 1 минута конфликта равна 12 минутам постконфликтных переживаний. Эти 12 минут человек что-то делает, занимается работой, НО все его мысли далеки от процесса. Это будут временные потери.

Также конфликты оказывают значительное влияние на качество выполняемой работы сотрудниками, которые конфликтуют. Они начинают совершать ошибки, тем самым производя брак.

Перечисленные примеры показывают, что конфликты в компании оказывают непосредственное влияние на производительность и эффективность работы предприятия. Поэтому очень важно выявлять, управлять и разрешать конфликтные ситуации между сотрудниками.

Существует несколько методов решения конфликтов.

Соперничество. Метод используется, когда от принятого решения зависит жизнь людей, успех предприятия. Примером может быть ситуация, когда один из членов семьи хочет оправиться на отдых в страну со сложной политической ситуацией, угрозой военного переворота. Здесь оппоненту можно и нужно доказать правоту.

Приспособление.Также называется покладистостью. Это решение пожертвовать своими интересами ради сохранения нормальных взаимоотношений. Метод будет эффективным в нескольких случаях:
1. Хорошие отношения важнее причины развития конфликта.
оппоненту результат важнее.
2. Ситуация не заслуживает такого пристального внимания;
шансы для победы критически малы.
3. Также пойти на уступки можно, если человек признает неправоту.

Компромисс. Это ситуация, когда участники конфликта идут на уступки, удовлетворяя лишь часть собственных интересов. Случаи, когда нужно использовать именно этот путь выхода:
1. Стороны имеют равные шансы на победу.
2. Временное решение подходит обоим.
3. Начальную цель или задачу можно видоизменить.

На компромисс можно пойти, если это единственный способ сохранить хорошие отношения.

Сотрудничество. Позволяет удовлетворить интересы всех сторон конфликта. Однако для разрешения проблемы потребуется больше времени. Наиболее эффективным этом метод будет, если:
1. Оппоненты хотят избежать ссоры и при этом остаться при своих интересах.
2. Взаимоотношения между участниками конфликта нужно сохранить.
3. Для решения проблемы есть много времени.
4. Участники ссоры готовы спокойно объяснить свою позицию.

Сотрудничество уместно, если стороны конфликта разговаривают на равных. В противном случае результата не будет.